МАРКЕТИНГ И ПРОДВИЖЕНИЕ
Как составить маркетинг-план?
Если вы занимаетесь бизнесом, то так или иначе, перед вами встает необходимость составления маркетинг-плана и плана продвижения вашей компании. Кто-то делает это самостоятельно, кто-то поручает штатным сотрудникам, кто-то обращается в маркетинговые агентства. В этой статье мы рассмотрим как составить эффективный маркетинг-план и план продвижения самостоятельно и как проверить качество составления маркетинг-плана сотрудником или агентством.
Составление маркетинг-плана требует определенных подготовительных работ, сбора и анализа информации, без которых эффективность планируемых мероприятий может быть сведена к нулю.
Как составить маркетинг-план?
Первое и очень важное, что необходимо сделать, – определить и проанализировать свою целевую аудиторию. Описание целевой аудитории должно быть максимально подробным. Особое внимание нужно уделить таким аспектам как:
- Информационные предпочтения аудитории. Что они смотрят, читают, слушают, посещают?
- Особенности восприятия информации аудиторией. Как они воспринимают рекламную и иную информацию? Просматривают бегло, стараются избегать? На что обращают внимание, а что игнорируют?
- Особенности поиска информации о вашем продукте или услуге. Где и как прежде всего потенциальные клиенты находят информацию о вашем товаре или услуге? Ищут в интернете? Спрашивают у знакомых?
Чтобы данная информация была объективной, проведите опрос среди действующих и потенциальных клиентов, проанализируйте информацию в открытых источниках, статистику интернет-порталов, поисковиков, СМИ, понаблюдайте за потенциальными клиентами. Такое исследование не обязательно должно быть масштабным и дорогостоящим. Даже если вы опросите аудиторию в небольшом объеме, это уже будет значительным плюсом к эффективности вашего продвижения. На основе той информации, которую вам удалось собрать по аудитории, составьте список источников, инструментов, площадок, которые популярны среди потенциальных клиентов и которые могут помочь вам попасть в их поле зрения.
- Какие инструменты используют ваши конкуренты. Включите их в свой список.
- Какие инструменты они не используют, из тех, что перспективны для взаимодействия с целевой аудиторией. Это те каналы передачи информации, где вы не встретите конкуренции, которые сможете использовать как преимущество в конкурентной борьбе.
- О чем и как говорят конкуренты в своей рекламе, какие аргументы используют? Какие недостатки или пробелы есть в их рекламных кампаниях. На основе этого вы сможете отстроится от конкурентов, найти дополнительные преимущества
- Стоимость контакта с одним потенциальным клиентом при использовании каждого канала/инструмента.
- Средний чек для вашего продукта/услуги – сколько вы получаете с одной сделки.
- Себестоимость продажи – сколько вы потратите на реализацию одной сделки (заработная плата, оплата поставщикам и др.)
- Конверсия. Если вы уже имели опыт размещения рекламы, то определите на основе статистики, какой процент посетителей, заявок переходит на стадию продажи. Если у вас нет статистики по конверсии, сравните стоимость контакта для различных инструментов и выберете те, которые оптимальны по соотношению цена контакта/качество контакта.
После всех описанных мероприятий, выберете подходящие и эффективные каналы коммуникации с целевой аудиторией. Для выбора форм, времени выхода, частоты, содержания рекламы ориентируйтесь на результаты этапов 1 и 2.
Чтобы проверить качество работы сотрудника или агентства по составлению маркетинг плана и плана продвижения, попросите их обосновать выбор каналов, инструментов, форм продвижения и маркетинговых мероприятий. Если они ссылаются на пункты и информацию, описанную выше, значит ими была проведена серьезная подготовительная работа и составленный маркетинг-план аппелирует к особенностям целевой аудитории, рынка и экономической целесообразности. И помните, что только тщательно подготовленный план продвижения может быть действительно эффективен.