Top.Mail.Ru

Восстановление бухгалтерского учёта: пошаговая инструкция

Вам необходимо восстановление бухгалтерского учёта если:

Хорошо когда отчёты сданы, налоги уплачены и  можно спать спокойно! Но зачастую бухгалтерия запущена настолько, что перед сдачей отчётности нужно полностью восстанавливать учёт. Мы расскажем  в каких случаях восстановление учёта необходимо.

Восстановление — это процесс, когда приводятся учетные данные компании в соответствие с действующим законодательством и учетной политикой. Эта процедура требуется в различных ситуациях, и ее необходимость обусловлена несколькими основными причинами.

Основные причины

Отсутствие бухгалтерских документов: В больших компаниях это конечно редкость, но вот в микробизнесе вполне возможно. Например, если учёт вел один сотрудник и он неожиданно уволился или ушёл в декрет. Найти замену бывает сложно и в этих случаях как правило до прихода нового специалиста учёт просто не ведут. В некоторых случаях компания может столкнуться с утратой части или всех бухгалтерских документов. Это может произойти из-за форс-мажорных обстоятельств.

Ошибки в учете: Неправильное ведение бухгалтерского учета, многочисленные ошибки или несоответствия в отчетности могут потребовать восстановления учета для исправления всех недочетов и приведения учета в соответствие с требованиями закона. Это бывает, когда бухгалтерию поручают  некомпетентным специалистам. Руководитель обычно редко сам разбирается в вопросах бухучета полностью доверяет бухгалтеру ,а при его смене или в ходе аудиторской проверки обнаруживается масса нарушений.

Проверка контролирующими органами: При подготовке к налоговым или аудиторским проверкам может выясниться, что учет велся с нарушениями. В этом случае необходимо восстановление учета для предотвращения возможных штрафных санкций и других неприятных последствий.

Переход на новые системы учета: В случае перехода компании на новые программные продукты для ведения бухгалтерии может потребоваться восстановление учета для переноса всех данных в новую систему и обеспечения их корректности.

Компания выросла: Малые предприятия ведут бухучёт и сдают отчётность по упрощённой форме. Но если масштабы бизнеса, по выручке и другим параметрам превысят лимиты, то компании придется сдать годовую отчётность на общих основаниях. В связи с этим учётные регистры нужно переделать так , чтобы можно было составить годовой отчёт по стандартной форме.

Ход восстановления учёта

Восстановление учёта проходит в несколько этапов. Обычно это анализ текущего состояния учёта, план работ по восстановлению и само восстановление.

Итак, опишем примерный ход восстановления учета:

1. Запрос базы 1с.

2. Проверка ведения учета в целом: сопоставление информации в программе 1С и первичной документации, проверка правильности ведения кадрового учета, проверка правильности отражения операций на счетах бухучёта.

3. Сверки с ФНС.

4. Проверка правильности сформированной отчетности.

5. Запрос недостающих первичных документов у контрагентов.

6. Занесение и обработка первичных документов.

7. Создание на основе восстановленных документов учётных регистров.

8. Итоговая сверка расчётов с контрагентами и контролирующими органами. При необходимости — исправление обнаруженных ошибок.

9. Подготовка и сдача уточнённой бухгалтерской и налоговой отчётности.

Можно ли восстановить учет на 100%?

Учет можно восстановить на 100%, если вы сможете предоставить все необходимые данные для восстановления: первичные документы, данные по банкам, кассе (если используете в своей деятельности), по начислениям зарплаты работникам.

Если какие-то первичные документы будут отсутствовать, то их можно будет запросить у контрагентов.

Какие санкции за некорректное ведение бухучета?

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету понимается:

Помимо этого, есть санкции за грубое нарушение налогового учета

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

Если нарушения совершены в течение более одного налогового периода, то они
влекут взыскание штрафа в размере 30 000 тысяч рублей.

Если нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), то они влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Риски при некачественном учете

Если у вас в организации учет ведется некорректно, то велика вероятность, что отчетность сдается с ошибками, неправильно рассчитываются и уплачиваются налоги. А это означает, что у налоговой могут возникнуть к вам вопросы. Как следствие — требования от ФНС, штрафы и пени.

Чек-лист для самопроверки руководителя

Наша компания успешно проводит проекты по восстановлению бухгалтерского учета с 2009 с разными целями и масштабами клиентов.

Все консультации для предпринимателей бесплатны, свяжитесь с нами мы проанализируем состояние учета и проконсультируем вас по возможности стоимости и ходу восстановления.

Материал подготовлен Управляющим партнером Глобал Консалтинг Групп Санкт-Петербург, Новиковой Екатериной.

Понравились статьи?

Больше ежедневного контента в наших социальных сетях для развития вашего бизнеса.

Связанные статьи

Получение дебиторской задолженности с контрагентов

На что стоит обратить внимание
4 июня, 2022

Как приходит финансовый успех в бизнесе

Или как я проснулся миллионером. Автор — Екатерина Полубояринова, руководитель Глобал Консалтинг Групп
7 июня, 2022

Осторожно! Статистика!

Изменения с 2016 года на штрафы Росстата. Статья Екатерины Полубояриновой, руководителя Глобал Консалтинг Групп
14 июня, 2022

Заполните заявку

И мы свяжемся с Вами для консультации