Вам необходимо восстановление бухгалтерского учёта если:
Хорошо когда отчёты сданы, налоги уплачены и можно спать спокойно! Но зачастую бухгалтерия запущена настолько, что перед сдачей отчётности нужно полностью восстанавливать учёт. Мы расскажем в каких случаях восстановление учёта необходимо.
Восстановление — это процесс, когда приводятся учетные данные компании в соответствие с действующим законодательством и учетной политикой. Эта процедура требуется в различных ситуациях, и ее необходимость обусловлена несколькими основными причинами.
Основные причины
Ошибки в учете: Неправильное ведение бухгалтерского учета, многочисленные ошибки или несоответствия в отчетности могут потребовать восстановления учета для исправления всех недочетов и приведения учета в соответствие с требованиями закона. Это бывает, когда бухгалтерию поручают некомпетентным специалистам. Руководитель обычно редко сам разбирается в вопросах бухучета полностью доверяет бухгалтеру ,а при его смене или в ходе аудиторской проверки обнаруживается масса нарушений.
Проверка контролирующими органами: При подготовке к налоговым или аудиторским проверкам может выясниться, что учет велся с нарушениями. В этом случае необходимо восстановление учета для предотвращения возможных штрафных санкций и других неприятных последствий.
Переход на новые системы учета: В случае перехода компании на новые программные продукты для ведения бухгалтерии может потребоваться восстановление учета для переноса всех данных в новую систему и обеспечения их корректности.
Компания выросла: Малые предприятия ведут бухучёт и сдают отчётность по упрощённой форме. Но если масштабы бизнеса, по выручке и другим параметрам превысят лимиты, то компании придется сдать годовую отчётность на общих основаниях. В связи с этим учётные регистры нужно переделать так , чтобы можно было составить годовой отчёт по стандартной форме.
Ход восстановления учёта
Восстановление учёта проходит в несколько этапов. Обычно это анализ текущего состояния учёта, план работ по восстановлению и само восстановление.
Итак, опишем примерный ход восстановления учета:
1. Запрос базы 1с.
2. Проверка ведения учета в целом: сопоставление информации в программе 1С и первичной документации, проверка правильности ведения кадрового учета, проверка правильности отражения операций на счетах бухучёта.
3. Сверки с ФНС.
4. Проверка правильности сформированной отчетности.
5. Запрос недостающих первичных документов у контрагентов.
6. Занесение и обработка первичных документов.
7. Создание на основе восстановленных документов учётных регистров.
8. Итоговая сверка расчётов с контрагентами и контролирующими органами. При необходимости — исправление обнаруженных ошибок.
9. Подготовка и сдача уточнённой бухгалтерской и налоговой отчётности.
Можно ли восстановить учет на 100%?
Учет можно восстановить на 100%, если вы сможете предоставить все необходимые данные для восстановления: первичные документы, данные по банкам, кассе (если используете в своей деятельности), по начислениям зарплаты работникам.
Если какие-то первичные документы будут отсутствовать, то их можно будет запросить у контрагентов.
Какие санкции за некорректное ведение бухучета?
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету понимается:
- Занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
- Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
- Ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
- Отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Помимо этого, есть санкции за грубое нарушение налогового учета
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
Если нарушения совершены в течение более одного налогового периода, то они
влекут взыскание штрафа в размере 30 000 тысяч рублей.
Если нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), то они влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 рублей.
Риски при некачественном учете
Если у вас в организации учет ведется некорректно, то велика вероятность, что отчетность сдается с ошибками, неправильно рассчитываются и уплачиваются налоги. А это означает, что у налоговой могут возникнуть к вам вопросы. Как следствие — требования от ФНС, штрафы и пени.
Чек-лист для самопроверки руководителя
- В организации есть учетная политика: бухгалтерская и налоговая.
- Есть документы, которые подтверждают расходы компании.
- Есть папка с кадровыми документами сотрудников.
- На начало и конец месяца отсутствуют остатки по 20, 25,26, 90,91 счетам бухучета.
- На конец года отсутствует остаток по 99 счету бухгалтерского учёта.
- Остаток по счету 68.90 равен остатку денежных средств на едином налоговом счете.
- При развернутой оборотно-сальдовой ведомости отсутствуют отрицательные остатки по счетам.
- В организации есть регистры и бухгалтерского и налогового учета: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, КУДиР.
- Вам не приходится сдавать корректировки отчетности.
- ФНС не выставляет вам штрафы, пени.
Наша компания успешно проводит проекты по восстановлению бухгалтерского учета с 2009 с разными целями и масштабами клиентов.
Все консультации для предпринимателей бесплатны, свяжитесь с нами мы проанализируем состояние учета и проконсультируем вас по возможности стоимости и ходу восстановления.
Материал подготовлен Управляющим партнером Глобал Консалтинг Групп Санкт-Петербург, Новиковой Екатериной.