Рано или поздно любой бизнес упирается в «невидимый потолок» и начинается стадия стагнации, когда прибыль не растет, но и не уменьшается. Это то самое время, когда владельцу бизнеса необходимо заняться развитием бизнеса – определить оптимальное направление для дальнейшего роста и начать двигаться в данном направлении.
Но какие направления вообще существуют и как сделать такой выбор?
На самом деле существует всего 5 основных точек для развития бизнеса. Их можно сочетать между собой, но использовать все сразу нельзя, так как каждая из них – это своя стратегия, требующая приложения большинства усилий в конкретном направлении.
5 точек роста для бизнеса
Увеличение объемов
Простыми словами – увеличение количества клиентов, создание массовости. Если вы считайте, что это естественное направление для любого бизнеса, то вы ошибаетесь. Далеко не каждый успешный бизнес развивается в данном направлении. Это направление роста требует соответствующей стратегии: вы должны быть способны работать в массовом формате без значительной потери качества продукта и сервиса. Это требует отлаженных бизнес-процессов и массового агрессивного маркетинга. Это направление можно сочетать с направлением уменьшения себестоимости.
Увеличение среднего чека
Это направление роста основано на увеличении суммы одной продажи по сравнению с конкурентами, таким образом, с одной сделки вы получаете больше прибыли. Здесь вы гонитесь не за количеством, а за качеством. Здесь на первый план выходят создание дополнительной ценности, развитие продукта и сервиса, создание сильного бренда, создание новых продуктов, а также продажи cross-sell и up-sell
Уменьшение себестоимости
Расхожая фраза «Надо не меньше тратить, а больше зарабатывать» - не про эту историю. Один из путей развития – снижение себестоимости и таким образом увеличение прибыли. Эта стратегия целесообразна в случае, когда у вас нет возможности развиваться в других направлениях. Реализация развития в данном направлении возможна через оптимизацию и стандартизацию бизнес-процессов. Это направление можно сочетать с направлением увеличения объемов.
Клонирование
Создание копий вашего бизнеса в других регионах и странах. Это может быть создание филиалов или продажа франшизы. Очень популярный в настоящий момент способ развития бизнеса, но не являющийся панацеей для любого. Реализация данной стратегии возможно при определенной «простоте» бизнес-процессов, а также их стандартизации.
Расширение
Эта стратегия реализовывается через слияния и поглощения, покупку конкурентов и бизнесов в смежных сферах, открытие новых направлений, которые образуют синергетический эффект с вашим основным продуктом. Данное направление требует от собственника стратегического видения и немалых финансовых вложений. Основным преимуществом такой стратегии является диверсификация бизнеса, а значит, увеличение его устойчивости.
А какого направления развития придерживаетесь вы?
У вас еще нет четкой стратегии развития и маркетинга?
Закажите услугу разработки стратегии маркетинга