Как создать бизнес-план интернет-магазина | ГЛОБАЛ КОНСАЛТИНГ ГРУПП
8 800 775 01 92
Заказать звонок

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

Как создать бизнес-план интернет-магазина

Статья Венеры Хамидуллиной, директора Глобал Консалтинг Групп Челябинск

Для того, чтобы куда-то прийти, нужно точно определить пункт назначения. В частности, для открытия интернет-магазина абсолютно необходим бизнес-план. Его составление - трудоемкое и трудозатратное действие, но если предприниматель возьмется за эту задачу самостоятельно, то получит не только неоценимый опыт, но и полный контроль над своим новым бизнесом.

В этой статье мы постараемся осветить основные этапы подготовки бизнес-плана, чтобы любой человек без знания экономики мог справится с этой задачей.

1. Сфера деятельности

Перед началом работы необходимо подробно описать все предложения. Такой вариант как «торговля спортивными товарами» не подойдет. Т.к. в данную группу входит очень много составляющих, например:

        • питание;
        • спортивные инвентарь;
        • тренажеры;
        • оборудование для спортивных площадок, комнат, секций;
        • одежда;
        • обувь и т.д.

И каждая из этих групп подразделяется на подгруппы, т.е. одежда может быть для профессионального спорта, для любительского, одежда по сезону, одежда для взрослых, для детей, для женщин, для мужчин...

Нужно детально понимать, что конкретно Вы будете продавать. И чем детальнее проработаете данный пункт, тем точнее будет просчитан бизнес-план, тем эффективнее будет дальнейшая работа.

Поэтому ставим цель четкую, конкретную, исходя из знаний и, конечно же, возможностей. К примеру, если Вы понимаете, что открыть интернет-магазин с каталогом в 25 групп, 100 подгрупп по 200 позиций для данного периода именно для Вас — задача сверхъестественная, попробуйте сузить план по видам продукции до минимального показателя. Составьте таблицу по категориям, видам, подвидам и т.д.

2. Анализ рынка,спроса и конкурентов

2 этап самый трудоемкий. Здесь начинается полное погружение. Придется  проанализировать конкурентов (и чем больше, тем лучше), чтобы на равных бороться за каждого клиента.
Составьте таблицу так, чтобы она была информативна и могла сразу показать все преимущества и недостатки компании, такие, как:

                • сайт (информативный или нет, как выглядит в поисковой выдаче, продвигается ли на коммерческой основе, легко ли загружается с мобильных устройств, работают ли опции для обратной связи, есть ли контакты, реквизиты и т.д.);
                • ассортимент (его направленность на широкую аудиторию, или, например, продажа только очков для лыжников, но зато  с максимальным выбором по цене; соответствие моде и спросу, например, деревянные лыжи, в данный период времени не актуален, все покупает пластиковые и т.д., сезонность);
                • стимулирующие предложения (акции, скидки, спецпредложения);
                • ценовая политика (цены завышены, средние по рынку или с дисконтом).

При анализе конкурентов Вы сами увидите и даже познакомитесь более глубоко с интересующей темой. Такая работа для будущего предпринимателя является даже полезной, ведь это ни что иное как SWOT-анализ.

Если на интернет-странице магазина будут указаны реквизиты организации, то также можно с помощью сайта ИФНС проверить, как давно работает бизнес. Это является одним из показателей прибыльности выбранной ниши. Кроме того, в интернет пространстве есть информация о данных отчетности за предыдущие периоды (прибыльная или убыточная).

Может быть и такое, что Вы хотите заниматься продажей товаров, которые еще не представлены на рынке. В этом случае необходимо понимать, что такое понятие как «снятие сливок» и получение максимальной прибыли возможно только в том случае, если Вы готовы  крупным денежным вливаниям в рекламные кампании, чтобы стать «первым на рынке».

После каждого этапа написания бизнес-плана при анализе обычно появляются новые идеи, которые необходимо сразу прорабатывать и опять возвращаться к первому пункту, чтобы увидеть свои слабые и сильные стороны. Например, сможете ли Вы сами сделать сайт для интернет-магазина, или придется заказывать его у профессионалов. Насколько интересен рынку ваш ассортимент? Если недостаточно, то стоит поискать другой вариант  и опять начать с пункта №1.

3.Портрет потенциального покупателя

В данном пункте вы должны понимать и ясно себе представлять, кто является вашим потребителем, где его искать, из этого в дальнейшем будут учитываться затраты на продвижение и выстраиваться маркетинговые коммуникации.

4. Анализ и расчет затрат и прибыли

При анализе затрат очень важно учесть период и все Ваши расходные статьи. Даже если необходимо будет приобретать канцелярские товары на совсем незначительные суммы, то их в любом случае важно учитывать. Также важно разделить затраты на 2 группы – постоянные и переменные. В постоянные по обыкновению входит все то, на что независимо от предполагаемой прибыли, будут производиться оплаты. Это реклама магазина, сотовая связь, коммунальные услуги, аренда помещения, склада, налоги и т.д. В переменные по обыкновению входят:

        • закуп товара или расходных материалов для оказания услуг;
        • канцелярские товары и прочие.

Еще один важный момент – это выбор системы налогообложения, т.к. данную статью нужно обязательно учесть в расходах. Все плюсы и минусы подробно расписаны на сайте ИФНС: как рассчитывать, по каким показателям и в какие сроки необходимо будет уплатить налоги.

Следующий этап - это система оплаты. Банки и ИФНС предлагают разные варианты, которые очень просты и удобны в использовании. Вам не нужно будет покупать кассовый аппарат, что в свою очередь минимизирует расходы.

В дальнейшем затраты нужно считать с учетом получения прибыли. В связи с тем, что бизнес-план в среднем рассчитывается на период 12 мес., важно учесть все нюансы по поводу сезонности, периодов спада и повышения активности покупателей.

В анализе расходов очень важно систематизировать затраты и учесть все составляющие от закупа продукции до сбыта, от заказа товара покупателем до отправки конечному покупателю.

Обязательно нужно рассмотреть и рассчитать маркетинг-план, каким образом будет происходить сбыт продукции и поиск покупателей (реклама, менеджеры по продажам, аутсорсинг продаж и т.д.), т.к. все расходы включаются в себестоимость товара.

Совет! Все показатели в бизнес-плане должны расчитываться в 3 варинтах: пессимистическом, реалистическом и оптимистическом. Полагаясь на данный подход  вы сможете максимально точно спрогнозировать прибыль/чистую прибыль предприятия. В бизнес-плане также необходимо отразить самый нежелательный вариант развития событий, т.е. все ситуации, не зависящие от Вас (например, экономический кризис, инфляция, скачок курса иностранной валюты, если это импорт, воровство на складе, потеря товара транспортной компании и т.д.).

Чтобы увидеть общую картину, можно определить рентабельность. Формул для расчета экономических показателей много, но есть основные, которые достаточно информативны и просты в использовании.

Расчет чистой прибыли

ЧП = ФП + ВалП  + ОперП – сумма налогов
ЧП – чистая прибыль
ФП – финансовая прибыль

ФП = финансовые доходы – финансовые расходы
ВалП = выручка - себестоимость
ВалП – валовая прибыль

Расчет себестоимости единица товара

Обычно организация самостоятельно решает, какие именно виды затрат включать в себестоимость товара. Как правило, в себестоимость товара входят:

        • суммы, уплачиваемые продавцу по договору;
        • невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением товара;
        • расходы на доработку товара до состояния, в котором товар пригоден для продажи (например упаковка);
        • проценты по кредитам, предоставленным на приобретение товара;
        • таможенные пошлины;
        • вознаграждение посреднической организации, через которую приобретен товар;
        • расходы на логистику;
        • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением товара.

ОперП = операционные доходы – операционные расходы
ОперП – операционная прибыль

Операционные доходы, операционные расходы – это доходы и расходы не связанные напрямую с деятельностью организации. Например, доходы от банковских процентов, по расчетному счету, а расходы – это оплата услуг (уборка офиса), приобретение материалов (канцелярские товары).

Важным показателем является рентабельность продаж, рассчитывается она так:

Р = ( Прибыль от продаж/Выручку) *100%

Какие ошибки чаще всего встречаются при составлении бизнес-плана

  1. Неверная ценовая политика (слишком низкая или слишком высокая цена), спешка при определении цены.
  2. Отсутствует учет спада и роста спроса (сезонность, не востребованность товара/услуги).
  3. Неверный расчет оборотного капитала. Важно не только определиться с прибылью, но и с той частью, которую придется использовать для дальнейшего функционирования бизнеса.
  4. Оценка использования денежных средств не в том размере, в которомони могут быть задействованы (не учтены все статьи затрат и расходов);
  5. Нереалистичность данных. Вся информация учитывается с максимально оптимистичным прогнозом, без учета непредвиденных ситуаций.
  6. Неполная информация о финансовых прогнозах. Обязательно до момента окупаемости проекта все финансовые показатели должны быть указаны для каждого месяца отдельно и максимально точно, «приблизительные расчеты» приведут к искаженным данным, и как следствие к неверным расчетам.
  7. Поверхностный анализ рынка. Нужно досконально изучить сегмент, в котором вы собираетесь работать, ведь от этого зависит успех дела.

ИТОГ. При написании бизнес-плана важно учитывать все нюансы, не нужно торопиться, каждый пункт и каждую цифру необходимо брать из точных источников. использовать точные данные. Необходимо максимально отстраниться и делать холодные расчеты. Будет полезно разработать схему и алгоритм работы интернет-магазина, чтобы увидеть каждый бизнес-процесс со стороны.

Статья была полезной?

Подпишитесь на рассылку и получайте все новые материалы блога на почту

Ещё о развитии бизнеса

Поделиться: